1) Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
2) Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием учащихся. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
3) Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим Вас вопросам.
4) Приведите в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
5) Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
6) Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
7) Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
8) Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
9) Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются учащиеся.
10) Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
11) При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем Ваш опыт.
12) Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
13) Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (академией последипломного образования, институтом развития образования), обращайтесь к коллегам по методическому объединению или руководителю Вашего учреждения образования, а также методистам учебно-методического кабинета управления по образованию, спорту и туризму.
14) Представляйте материалы для обобщения Вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность Вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления Вашего индивидуального педагогического опыта.
разгарнуць » / « згарнуць