Организация и содержание работы научного общества учащихся (НОУ)
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе исследовательской деятельности в учреждении образования.
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития образовательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде исследовательской деятельности.
Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:
необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
уровнем заданий районных предметных олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Организация исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:
- субъектами исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
-Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствования процесса обучения, воспитания и развития учащихся, повышения его результативности в учреждении образования.
- Итоги школьной исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры, интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
Цели:
выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов учреждения образования - учащихся, имеющихся развитые креативные способности;
достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
В основу деятельности НОУ положены следующие концептуальные позиции:
Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественносвоеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
Основное разделение по способностям - это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).
Содержание и формы работы НОУ
Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.
Основу нормативно-организационной базы НОУ составляют:
Положение о НОУ
-Устав НОУ
Планирование работы НОУ на учебный год.
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.) «
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Формами организации единой работы являются:
индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;
работа кружков по направлениям;
олимпиады по различным областям знаний;
организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
- рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Планирование работы научного общества учащихся
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.
План работы НОУ может включать следующие разделы:
Познавательно-коммуникативная работа;
Научно-исследовательская деятельность;
Творческая деятельность;
Воспитательская деятельность.
Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно- просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.
Научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность предполагает работу каждой секции. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем:
Посещение предприятий, научных учреждений;
Знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.
Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.
Воспитательная деятельность. Главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определённых связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу её потребностей, знаний, убеждений и т.д. При планировании воспитательной деятельности необходимо наметить мероприятия, направленные на воспитание следующих отношений:
Ответственность перед другими людьми и окружающей средой;
Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
Понимание и принятие законов гражданского общества;
Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;
Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.
Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых. По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
Структура организации НОУ
С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс исследовательской деятельности.
Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год, принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.
В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого Совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих исследовательских работ и секцией, в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.
Итоговой инстанцией является конференция исследовательских работ. Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.
Материалы для организации и проведения конференции :
Приказ "О проведении школьной конференции исследовательских работ учащихся"
Приказ "О результатах работы школьной конференции исследовательских работ учащихся"
Положение о конференций исследовательских работ учащихся Программа проведения предметных секций и конференции НОУ Рекомендации членам жюри по оценке исследовательских работ учащихся
Оценочный лист исследовательских работ учащихся Рекомендации участникам НОУ по подготовке к публичному выступлению.
Организация самоконтроля за деятельностью НОУ
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.
В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ
Ожидаемые результаты деятельности НОУ
овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы,
освоение учащимися методов и приемов научного исследования,
овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками.
И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисковоисследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.
Литература.
Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе./ Н.И. Дереклеева/ М., "Вербум-М", 2001.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Сергеев, Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности / Н.К. Сергеев/ М, 1993.
раскрыть » / « свернуть