Использование средств обучения и учебного
оборудования в повышении качества организации
образовательного процесса по биологии
Подготовила Бокшиц А.Л., руководитель РЦ по биологии
ГУО «СШ №3 г. Любани»
Биологии, наряду с другими естественными науками, основы которых включены в программу обучения общеобразовательных учреждений, отводится значительная роль в процессе обучения. В программе обучения биологии практической стороне уделяется особое внимание.
Преподавание биологии вносит существенный вклад и в воспитание учащихся. Знания и умения, приобретаемые на уроках биологии, обеспечивают развитие материалистических взглядов, научного мировоззрения, гуманизма, экологической грамотности.
С учетом вышеозначенных компонентов биологического образования одним из средств, используемых учителем в образовательном процессе, является кабинет биологии.
Кабинет биологии для обеспечения учебного успеха учащегося способствует решению следующих задач:
а) должен содержать информационное обеспечение, облегчающее учёбу ученику;
б) должен быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным и межпредметным навыкам;
в) быть обеспечен средствами, обеспечивающими комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными психофизическими особенностями;
г) обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению именно этого предмета;
д) обеспечен необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы по биологии.
Таким образом, предметный кабинет является дидактическим средством учителя.
Кабинет биологии в ГУО «СШ №3 г. Любани» включает учебный кабинет, лаборантскую.
В кабинете проходят уроки биологии, факультативные и дополнительные занятия. В шкафах размещаются альтернативные учебники, дополнительная литература для учащихся, методическая литература для учителя, дидактический материалы по всем разделам биологии, таблицы по курсам биологии.
Для повышения качества образования на уроках биологии используются гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.
На уроках биологии часто используются коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Их используют для сравнения объектов, выявления черт сходства и различия.
Для изучения роли животных в природе существуют учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами" и т.п.
Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда". "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др.
Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др.
Кроме высушенных натуральных объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 7 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 8 класса используют влажные биологические препараты. С помощью этих препаратов изучаем внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др.
Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.).
Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости.Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 класс. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные.
Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.
Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), портреты ученых, дидактический раздаточный материал.
Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов",«Бактерия», «Инфузория-туфелька», «Ланцетник» и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.
Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", «Генетика групп крови», «Гаметогенез у млекопитающих и человека», «Удвоение ДНК и транскрипция» и др.
Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. В нашем кабинете биологии имеется 120 таблиц по всем курсам биологии.
На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Такие портреты украшают кабинет биологии.
Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. В нашем кабинете имеется 13 микроскопов световых, один бинокулярный микроскоп, один цифровой микроскоп. Имеются также все необходимые микропрепараты (247) для проведения практических и лабораторных работ.
Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем (Прибор для всасывания воды корнями), процессы фотосинтеза (Набор для выращивания растений на свету и в темноте), газообмен в процессе дыхания (Прибор для наблюдения газообмена при дыхании растений), механизм вдоха и выдохаи др.
Все средств обучения и учебного оборудования кабинета широко используются в повышении качества организации образовательного процесса по биологии.
В кабинете размещается разнообразная сменная и стационарная стендовая информация. В кабинете имеются стационарные стенды по разделам биологии: «Строение бактериальной клетки», «Генетика. Законы Г. Менделя», «Сравнительная характеристика строения клеток», «Анатомия человека», «Протисты». Имеются стенды для сменной информации: «Ресурсный центр по биологии», «Сегодня на уроке», «Здоровый образ жизни», «Информация».
Стационарно установлен телевизор с системным блоком с выходом в Интернет.
В лаборантской комнате хранится оборудование для проведения уроков: микроскопы, микропрепараты, лабораторное оборудование.
Таким образом, кабинет, укомплектованный необходимым материалом, является неотъемлемой частью образовательного процесса.
раскрыть » / « свернуть